В музее «АТОМ» стартовал форум учителей естественно-научных предметов

В музее «АТОМ» стартовал форум учителей естественно-научных предметов

21 ноября стартовал Всероссийский форум учителей естественно-научных предметов. Участники обсудили актуальные вопросы, связанные с обновлением естественно-научного образования в школе, современные тенденции и подходы в преподавании естественно-научных предметов. Мероприятие организовано по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации совместно с Российским обществом «Знание», Фондом развития Физтех-школ и Институтом содержания и методов обучения.

Форум стал профессиональной платформой для обсуждения современных подходов к преподаванию естественно-научных предметов, обмена педагогическим опытом и выработки решений по формированию интереса среди школьников к таким предметам, как физика, химия, биология, информатика и математика. В первый день работы мероприятие объединило порядка 200 педагогов из 89 регионов России – учителей математики, физики, биологии, химии и информатики.

Форум торжественно открыл Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов.

«Развитие инженерного образования – одно из наших приоритетных направлений. Сегодня мы собрали учителей математики, физики, химии, биологии со всей страны для того, чтобы подвести промежуточные итоги нашей работы и наметить планы на будущее. По поручению Президента России мы завершили формирование единого образовательного пространства, утверждены единые федеральные программы, по которым работают все школы. Принят комплексный план мероприятий повышения качества математического и естественно-научного образования, совершенствуется содержание образования, методики преподавания. Мы видим, что ребята интересуются естественно-научными предметами. В 2024/25 учебном году на углубленном уровне программы по ним осваивают 800 тысяч обучающихся – рост на 41% по сравнению с предыдущим учебным годом», – отметил Министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

Глава ведомства обратил внимание, что с 2024/25 учебного года наблюдается увеличение количества участников, выбирающих естественно-научные предметы для сдачи единого государственного экзамена. Так, по сравнению с прошлым учебным годом физику выбрали на 8,6% больше ребят, химию – на 5,9%, биологию – на 5,3%.

Министр просвещения остановился также на результатах международных олимпиад. В 2025 году российские школьники завоевали 35 медалей в соревнованиях по биологии, химии, математике, физике, географии, информатике и астрономии. Из них 26 золотых, восемь серебряных и одна бронзовая.

Сергей Кравцов информировал, что продолжается подготовка государственных учебников по естественно-научным предметам. Эта работа ведется совместно с Российской академией наук. Он подчеркнул, что стоит задача синхронизовать курсы математики, физики, химии, биологии, сформировать межпредметные связи.

В ходе панельной дискуссии заместитель Министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова подробнее остановилась на реализации Комплексного плана повышения качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года.

Ольга Колударова рассказала, что план предусматривает включение естественно-научных предметов и математики в число дисциплин, обязательных при поступлении в вузы по профилям педагогической подготовки, целевое обучение в вузах, разработку единых подходов к системе оплаты труда педагогических работников.

Запланировано также ежегодное повышение квалификации 35 тысяч учителей естественно-научного профиля. До 2030 года пройдет обучение 210 тысяч учителей. Будут построены 12 передовых общеобразовательных организаций в которых будет предусмотрено углубленное изучение математики, информатики и естественно-научных предметов.

Замминистра просвещения сообщила, что начиная с 2026 года начнется оснащение кабинетов физики, а в 2027 году – кабинетов математики, информатики, химии и биологии. В рамках реализации мероприятий по оснащению на 2026 год планируется поставить современное оборудование в более чем 22 тысячи образовательных организаций.

Также Анзор Музаев, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, в своем докладе в ходе пленарного заседания представил статистические данные о результатах проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2025 году, указав, что отмечается положительная динамика по уменьшению количества обучающихся, не преодолевших минимальный порог для сдачи экзамена. Самым же популярным предметом среди естественно-научных дисциплин для сдачи остается математика (в 2025 году ЕГЭ выбрали более 300 тысяч человек), второе место занимает информатика (более 120 тысяч человек в 2025 году). Также глава Рособрнадзора представил рейтинги вузов по количеству абитуриентов, зачисленных с учетом ЕГЭ по естественно-научным предметам. Так, в числе лидеров были названы НИУ «Высшая школа экономики», Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ им. М.В. Ломоносова и другие.

В пленарном заседании также приняли участие Ольга Колударова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Дмитрий Ливанов, ректор Московского физико-технического института.

Помимо этого, прошла панельная дискуссия, в рамках которой участники обсудили задачи и решения по комплексному повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года. Участниками дискуссии стали Ольга Колударова, заместитель Министра просвещения Российской Федерации, Юлия Ужакина, генеральный директор АНО «Корпоративная Академия Росатома», Андрей Богданов, исполнительный директор Фонда развития Физтех-школ, Максим Костенко, руководитель Института содержания и методов обучения им. В.С. Леднева, Людмила Левина, председатель Общероссийской общественной организации учителей и преподавателей химии, Альбина Бикбулатова, директор департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание».