Морской путь начинающего инженера: у участников программы «Юные инженеры» проходит курс «МорАкадемия»
Образовательный курс «МорАкадемия», входящий в программу «Юные инженеры», предлагает участникам погружение сразу в три увлекательных направления: знакомство с морскими профессиями, создание радиоуправляемого корабля и посещение лаборатории «Школа ветра». Ребята узнают о многообразии профессий морской отрасли и получают представление о специфике труда моряков разных специальностей; учатся проектированию, сборке и управлению моделями кораблей, развивая инженерные навыки и интерес к технике; изучают основы судостроения, типы морских судов, принципы их движения и навигации.
Редакция медиацентра посетила курс «МорАкадемия» и пообщалась с участниками и педагогами программы, узнав подробности о содержании занятий и первых успехах учеников.
Педагог дополнительного образования Анна Тазтдинова из детского морского центра поделилась информацией о занятиях, проводимых в рамках её курса. Она отметила, что программа направлена на знакомство детей с различными морскими профессиями и необходимой психофизической подготовкой для каждой из них. Дети получают представление о специфике разных профессий, что помогает им определиться с выбором будущей специальности и подготовиться к профессиональной деятельности.
По завершении курса ребята проходят итоговое тестирование, которое позволяет оценить уровень усвоенных знаний и приобретённых навыков. Как подчеркнула Анна, дети активно участвуют в процессе обучения: одни успешно справляются с заданиями, такими как определение координат, другие проявляют интерес и стремятся помогать своим сверстникам.

Даниил Семёнов из Камчатского края поделился своими впечатлениями о занятии: «Сегодня нам дали интересное задание: найти координаты маяка на мысе Токаревского. Я с таким уже сталкивался дома, поэтому для меня это оказалось несложно. Мы пользовались специальными инструментами: штурманской линейкой, транспортиром и циркулем. Всё получилось отлично, занятие прошло весело». Энтузиазм Даниила показывает, насколько увлекательными могут быть подобные практические упражнения для школьников, ведь они помогают развивать важные профессиональные навыки.
Елизавета Пантелеева, педагог дополнительного образования, организовала в детском морском центре интересный курс, посвящённый созданию беспилотных судов. Цель занятий — научить детей собирать аппараты, способные передвигаться по воде автономно и управляться дистанционно. Под руководством наставника школьники проходят поэтапное проектирование: сначала изучают схемы соединений электрических компонентов, затем приступают к сборке механизма, делают оболочку из лёгких материалов типа пеноплекса и проводят испытания. Всего предусмотрено четыре занятия, позволяющие ребятам приобрести ключевые навыки инженерного дела. «Процесс занимает немного времени, но даёт отличные результаты, — подчёркивает преподаватель. — Ребята быстро осваиваются с работой инструментов и уверенно выполняют задания, несмотря на отсутствие опыта».

Дима Харитонов из Якутии рассказал о своём опыте участия в учебном курсе: «Сейчас мы занимаемся созданием радиоуправляемого корабля. Начали с изготовления джойстика: прикрепили антенну с проводом на двусторонний скотч, сделали отсек для батареек и подключили два провода. Затем приступили к созданию самого судна: также воспользовались двусторонним скотчем, установили два мотора (один для поворота вбок, другой — назад), добавили отсек для трёх батареек и подсоединили необходимые провода. Никогда раньше ничего подобного не делал, но трудностей особых не возникло, хотя пришлось повозиться с мелкими проводами. Всего лишь второе занятие, а мы уже успели проделать большую работу. Дальше планируем заняться корпусом корабля, который сделаем из пенопласта».

Софья Гуляева из Новосибирска и Анастасия Савельева из Республики Бурятия рассказали о создании собственной модели судна. По словам девушек, главная цель – сделать функциональную конструкцию, способную держаться на воде. Этап тестирования показал успешные результаты.
«Сначала мы собрали деревянную основу нашего будущего корабля, установили электродвигатели, закрепили пропеллеры спереди и сзади, подключив их проводами к электрической схеме. Было важно убедиться, что наши двигатели будут хорошо функционировать именно в водной среде, — делится впечатлениями Софья. — Теперь наша задача — дополнить модель корпусом из пенопласта, чтобы обеспечить кораблю стабильность и надежность».
По словам девушки, эмоциональный подъём испытывали обе участницы курса, особенно в тот момент, когда увидели первые успехи своей конструкции на воде. Настя добавила: «Нам было любопытно посмотреть, насколько эффективно сможет двигаться наш корабль, мы удивлены итоговым результатом. Приятно осознавать, что идея родилась совместно и воплотилась благодаря нашим усилиям».
Школьницы планируют продолжать эксперименты с созданием моделей кораблей, расширяя масштабы будущих проектов. Их энтузиазм и желание экспериментировать вдохновляют других молодых инженеров развивать интерес к конструированию и проектированию новых технических решений.

Участница лаборатории «Школа ветра» Уйгулаана Васильева из Республики Саха (Якутия) рассказывает о своём опыте изучения парусного дела. Девочка подробно описывает ход занятий, подчёркивая важность освоения специфической терминологии и практических навыков.
Так, на одном из предыдущих уроков юные моряки познакомились с устройством и названием частей яхты типа «Ял-4». Они узнали, почему предпочтение отдаётся именно этому типу лодки, а не её старшему собрату — «Ялу-6». Далее следовали тренировки с вёслами и отработкой команд, подаваемых командиром. Например, команда «сушить вёсла» означает поднять весло вверх: подобно парусу, оставить его висеть свободно.
Уйгулаана рассказала: «Сегодняшнее занятие посвящено практической подготовке. Нам предстоит выполнить упражнения, направленные на развитие устойчивости и умения сохранять равновесие. Мы распределены парами, фиксируем ноги специальными ремнями крена и удерживаем корпус прямо, параллельно натягивая канат, поддерживающий парус. Это важное задание учит поддерживать баланс и предотвращает переворачивание судна, одновременно давая понимание правильного распределения сил».

Подобные уроки помогают участникам почувствовать себя настоящими членами экипажа и глубже погрузиться в мир парусного спорта, постепенно приобретая новые навыки и проникаясь любовью к морской романтике.
Фируза Крумбова, педагог детского морского центра, делится впечатлениями о программе «МорАкадемия»: «В рамках нашего курса "Школа ветра" дети знакомятся с разными типами судов. Мы подробно рассматриваем швертботы класса "Оптимист", а также гребно-парусные суда типа "Ял-4" и "Ял-2". Очень важно объяснить ребятам устройство парусов, правила управления ими в зависимости от погодных условий, а также научить правильному поведению на борту судна. Помимо теоретической части, наши занятия включают практику участия в соревнованиях и регатах, что позволяет детям закрепить полученные знания и опыт.
Особенно приятно видеть, насколько вовлечёнными становятся ученики. Они постоянно задают вопросы, проявляют искреннюю заинтересованность и стремление узнавать новое. Уверена, что такая деятельность даёт каждому ребёнку ценные практические навыки и знания, необходимые для уверенного освоения мира парусного спорта».

Образовательный курс «МорАкадемия» способствует развитию интереса школьников к техническим наукам, формирует основы инженерных компетенций и вдохновляет будущих моряков. Программа реализуется при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, которое активно развивает образовательные инициативы, направленные на подготовку молодых талантов для перспективных отраслей экономики нашей страны.
Курс помогает школьникам сделать первые шаги в мир морского дела, стимулирует исследовательские способности и способствует формированию профессионального самоопределения подростков.
Больше фотографий смотрите по ссылке.